Темы блога

  • Бизнес. Развитие и управление
  • Записки тренера
  • Личная эффективность
  • Обучение персонала в компании
  • Тимбилдинг
  • Тренинг продаж
  • Тренинги для руководителей

Свежие посты

  • Выявлять нельзя формировать
  • Методики и системы обучения менеджеров по продажам. Внутренний тренер в компании.
  • Прирастаем чужой мудростью

Архивы

Рубрики

БизнесМАГ ЖЖ-сериал Иаков пекарь Марина Гармаш МиЖ Мысли вслух Ноа бенШиа Тренинг и консалтинг ШКИД афоризмы бизнес гарики дейтинг деньги дети женщина жизнь - счастье клиент книги левое и правое личная эффективность личностный рост малый бизнес мемуары мое мудрость обучение отношения отсебятина продажа работа развитие реальность руководители семья стратегия счастье театр тренинг тренинг для женщин тренинги для руководителей тренинг продаж управление управление реальностью юмор
  • Записки тренера

    Продолжение. Начало в посте от 16 декабря.

    Стиль ведения тренинга – немецкая школа

    Конечно, тренер – товар штучный и матера ведения тренинга у каждого тренера собственная, ее невозможно скопировать. Методы тренинга – одни, а вот исполнение и результата – совершенно различные. Того же Пушкина читают в школе и со сцены. Кто скажет, что это одно и то же, разве что буквы.

    Прежде всего, в мире существуют две большие тренерские школы, которые, к слову сказать, никаких дискуссий не устраивают, какая из них более истинна – немецкая и американская. Немецкая школа тренинга родилась на руинах фашистской Германии, вернее, научных наработок того времени по способам влияния на группы лиц, от десятка до целого народа. И вы не можете со мной не согласиться, они в этом тогда очень даже преуспели. Все свои методики и открытыя они не сгрузили в архивы, не затопили или запалили, а переработали, так сказать, атом на мирные цели. В этом они преуспели и уже в середины 50-х годов прошлого столетия стали разрабатывать такое направление психологии как тренинг, поскольку групповая психотерапия уже была достаточно известна и популярна. Разница психотерапевтической группы и тренинга состоит принципиально в том, что группа работает с глубинными проблемами личности, тренинг нарабатывает навык, вначале навык личностный, а потом уже этот метод работы приспособили под бизнес.

    Отсюда плавно вытекает манера ведения тренинга. Тренер в немецкой модели — воспитатель, причем он воспитывает не словом, не примером, не сравнением, а создает условия, при которых участники доходят до многого сами. Это их собственные открытия, это их капля пота. А наши собственные открытия меняют наше мировоззрение и позволяют увидеть пользу от новых умений.

    Сама же вилка ведения тренинга может быть от относительно мягкой до предельно жесткой, что называется «мордой об забор». Согласно немецкой модели мотивация на изменение поведения и мышления достигается благодаря созданию у участников в самом начале тренинга ощущения своей неуспешности. Это, конечно, легко написать «неуспешность», на самом деле – это очень сильное по эмоциям состояние, особенно для тех, кто считал себя звездой.

    Поэтому в самом первом блоке, когда все еще зажаты и скованны проводится ролевая игра, эдакий нулевой срез, да еще с видеосъемкой. А потом, чтобы совсем добить – включаем видеоанализ и учимся давать безоценочную обратную связь. Состояние иногда бывает у участников – «краше в гроб кладут», даже если обратная связь и обходится без оценок и сравнений.

    Иногда человек может выражать свое сопротивление этому состоянию очень агрессивно. Иногда уходит в себя. Тренер не должен ему не помогать ни успокаивать. Просто смотрит, вернее, видит и оставляет без комментариев.

    Но, пережив это состояние в первый день, на следующий день все работают очень мотивированно и продуктивно. Собственные открытия еще долго продуцирует разогретый мозг. Поэтому эффект от тренинга значительный и пролонгированный. Жаль, что подобный стиль ведения тренинга активно вытесняется американской манерой.

    Еще одно правило немецкой школы – не рассказывать участникам, зачем мы делаем то или иное упражнение или задание, почему именно в этой последовательности, почему именно такое, а не иное задание, хотя людям почему-то обязательно нужно знать ответы на эти вопросы. В этом есть очень важная сторона – не навязывать свое мнение и свое видение ситуации и выводов, которые последуют. Оставлять обсуждение свободным, тогда участники могут делать какие-то интересные открытия в той области, куда их заводит. Но мы, засунутые в наши матрицы, с трудом вылезаем оттуда. Проще идти известным путем и сценарием к, опять же, ожидаемому результату. Ан нет!

    Что в арсенале тренера имеется из немецкой школы – психогимнастика, ролевые игры, видеосъемка и видеоанализ, элементарные упражнение на отработку какой-то техники в парах, тройках, сухие упражнения, где нужно что-то записать или вычеркнуть, найти правильный ответ.

    Стили ведения тренинга – американская школа

    Вот до нее и дошли – до американской школы тренинга и тренеров. Она изначально базировалась на сильной власти церкви, и люди просто переместились из храмов, где они сидели, как в зрительном зале, и смотрели на действо на сцене, во дворцы спорта или более камерные залы. Где они также сидят и больше слушают, нежели говорят и действуют сами.

    Переместиться-то они переместились, но манера подачи материала от этого сильно не пострадала. Тренер американской школы в первую очередь учитель, наставник, Но в отличие от традиционного учителя он дает не только новую информацию, но еще обязательно заражает аудиторию энергией, позитивом, как образно говорят – «накачивает» участников. Американские тренеры по большей части красные, харизматичные, они очень хорошо говорят – образно, зажигательно, весело.

    Это очень похоже на спектакль одного актера, причем многое получается спонтанно, на импровизации. От этого шоу становится еще интереснее. Чтобы тренер иногда мог выпить воды или передохнуть, он что-то спрашивает у зала, самые смелые участники получают микрофон и задают вопросы. Тренер обыгрывает вопрос или участника (смотря что ему легче в данный момент), если не знает, что ответить, или отвечает, от этого его авторитет становится еще больше у аудитории. Посредством своих ораторских талантов он заставляет людей задуматься, и, может быть изменить что-то в своем мышлении, поведении, жизни. Энергия, которой он накачивает группу, позволяет не только послушать умные вещи, но еще и сделать что-нибудь после тренинга.

    Какие методы имеются с арсенале тренера из американской школы? Конечно, всякого рода многоплановые задачи, деловые игры, кейсы, модерации и систематизации, а также выкладывание результатов работы на листе и презентация (защита) своего проекта. Так сказать, продукты коллективного труда и коллективного разума.

    Тренинги американской школы больше заточены под стратегическое развитие бизнеса. Тренинги немецкой школы – под наработку навыка, по большей части коммуникативного, например, взаимодействие с клиентом, переговорные технологии, оперативное управление персоналом, навыки модерации совещания, разрешение конфликтов и тому подобное

    Согласитесь, не каждый может быть американским тренером. А вот немецким может – практически каждый адекватный человек в состоянии стать тренером. Немецкая модель – технологичная, научиться технологии, отработал приемы и вперед! Американская – более креативная, в ней много зависит от личности тренера, его ума, энергетики, харизмы. Конечно, есть какие-то методики, но все они в большей степени накладываются на личность.

    Штучность русского тренера

    Поскольку русская школа тренинга очень молода, она позаимствовала у всего предыдущего мирового опыта понемногу (и правильно сделала), добавила свое, исконно русское. Конечно, у нас есть различные тренерские школы, в которых тренер, он же Мастер, передает свое мастерство новичкам. Но с чем согласна в высказываниях коллег, единых стандартов подготовки, да и оценки специалистов не существует, поэтому каждый кроит свою программу, как считает нужным.

    Русского тренера трудно скопировать и клонировать, но его влияние на стиль и методы работы тренера-новобранца будет чувствоваться первое время. На самом деле работа тренера – это, хочешь — не хочешь, постоянная учеба. Учеба профессиональная – все время что-то добираем из секретов дела, и учеба даже бессознательная – потому что как в любом групповом процессе, участники, в него включенные, влияют друг на друга, и тренер не может быть исключением.

    Не знаю, как за границей, но в России тренерский бизнес – вещь не масштабируемая. Имя тренера – это бренд. Каждый предпочитает работать самостоятельно, а все тренинговые компании – это либо новички, которые нарабатывают опыт, чтобы потом уходить в свободное плавание, либо коллекция самостоятельных брендов.

    Доступность и недоступность тренера

    Самая больная тема, потому что на тренинге тренер максимально открыт, доступен, он и должен быть таким, иначе, какой тогда контакт с участниками будет без этого? Это не значит, что тренер рассказывает группе подробности своей интимной жизни, это значит только, что ему можно задать практически любой вопрос и получить обратную связь. Он так же, как и все участники сидит в круге и слушает, смеется, говорит или молчит. К нему так же, как и ко всем обращаются на ты и по имени, и он принимает правило «снятые погоны».

    Из всего этого у некоторых участников (они же разные бывают, участники) складывается впечатление, что можно подзагрузить тренера во время перерыва своими проблемами, получить дополнительную терапевтическую помощь (причем, скорую и бесплатную). Хуже, когда уже после тренинга такие участники могут позвонить в любое время и просто поговорить за жизнь.

    Поэтому в среде тренеров выработалось правило труднодоступности по окончании тренинга. Некоторые тренеры даже во время перерывов уходит из зала, прячутся в другой комнате, и правильно делают — есть много блюд из тренерской кухни, которые нужно подготовить заранее. Да и отдохнуть не мешает перед очередным блоком, и людям есть о чем поговорить между собой, обменяться мнениями, навеянными предыдущей работой.

    Благо сейчас есть возможность задавать вопросы в режиме он-лайн или на мыло, так что при возможности спросить и получить ответ по существу можно, а вот грузить – уже не получится.

    Ищем своего тренера.

    Вот мы и добрались до последней части нашего рассказа, подведем некоторые итоги. Вы уже успели заметить, что авторская модель ведения тренинга разная, стиль не копируется. И мне кажется, это более хорошо, нежели плохо. Поскольку все мы люди тоже разные, одним нравится арбуз, другим – арбузная корка. Посему одни приходят на тренинг исключительно за знаниями и новой информацией (пожалте к синим), другие за энергией и зарядом на предстоящие подвиги (вам – к красным), а третьи за спокойным пониманием, осознанием, уверенностью, вдумчивым разбором, и ваш тренер – зеленый.

    На самом деле, как нет чистых типов людей, так и нет чистых типов тренеров. Настоящий профессионал сочетает в себе разные стили, и это здорово. Но если вам не нравится чья-то конкретная манера ведения тренинга, вы чувствуете себя дискомфортно в круге, не ставьте крест на тренинге вообще, как способе личного и профессионального развития, просто ищите своего тренера, с которым вы будете двигаться вперед и открывать новые горизонты, использовать свой потенциал и жить полной жизнью.

    Поверьте, жизнь стоит того, чтобы каждый день получать от нее удовольствие!

     

          

    Posted by Марина Гармаш @ 08:37

    Tags: мое, тренерские хитрости

Comments are closed.