Еще на всевозможных методических тренингах и школах уяснила простую аксиому тренинга – он всегда движется со скоростью самого медленного участника. Что это значит?
Это значит, что групповой процесс подчиняется групповым нормам. Мы все вместе садимся в один вагон и отправляемся в общее путешествие. Все пассажиры вагона движутся с одной скоростью. Не может один в вагоне ехать, как в скором поезде, а второй – как в электричке, кланяясь каждому столбу.
О чем это я?
Да о последнем тренинге. Так получилось, что тренинг было решено проводить со специалистами, активно работающими с клиентами – продажи и сервисное обслуживание. Но на всякий случай в группу пришла участница, не имеющая отношение к продажам и работе компании, но имеющая непосредственно родственные отношения с владельцем компании.
В первый раз у меня на тренинге человек не включался в работу, занимал наблюдательную позицию, выпадал из обоймы. Причем, делал это совершенно невозмутимо и публично.
Определяемся с ожиданиями:
- Я ничего не написала, – и передает мяч по кругу.
Разбираемся, почему не написала, что же на самом деле ждет, зачем пришла.
Определяемся с целями тренинга – та же фигня. В такие моменты в группе повисает тишина, и я просто чувствую, как каждый думает о себе – и на фига МНЕ надо в свой выходной париться на тренинге?
К концу первого блока я была просто выжата. В перерыве все ушли на перекур, уж не помню, как мне удалось выцепить эту блокировщицу. Тяжелый разговор двух плохо понимающих друг друга людей. Бьемся на пару друг в друга. Результат практически нулевой. Лютой ненавистью ненавижу ее папашу, который впер ее в группу, руководствуясь какими-то своими соображениями, и рассчитывает получить эффект после тренинга. Ругаю себя, что не прояснила до конца КАЖДОГО участника перед тренингом. Но делать нечего, придется работать дальше.
Второй блок. Включаемся в работу. Работаем в парах, в тройках, в мини-командах. Смотрю, наблюдаю. Все остальные работают, кто быстрее, кто медленнее, но работают. На нее особого внимания е обращают. Ну и ладно, главное для меня они – ради них это все. На практической части блока – метафорическая деловая игра. Работают в двух командах. Смотрю мой тормоз начинает по-тихоньку включаться. Смеется чужим шуткам, в общей работе активного участия не принимает, но она с ними, это заметно.
На второй кофе-паузе меня вылавливает она сама. Говорим о чем-то, даже не знаю, почему, скорее пытаемся понять друг друга лучше. Объясняю про вагон, про то, что такое групповой процесс, что деваться ей некуда с подводной лодки, придется плыть на базу вместе со всеми.
Подобные участники по категориям групповых ролей считаются омегами – последними. Хорошо, если омега в группе – одна, хуже если двое и больше. Самое плохое, когда омеги находят друг друга и объединяются. В этой группе было две омеги. Какое счастье, что они не объединились. Идеи такой между ними не возникло, а я не дала бы им возможности подобное осуществить. Меня голыми руками не возьмешь.
Ну в общем, намучилась я, как будто вагоны толкала восемь часов.
Тяжело это – работать с блокировщиками.
Не пожелаю никому!
Мне кажется, это так бывает , если на омеге излишне фокусироваться.
если бы это был рядовой участник, это не было бы вызывающе и заметно, наверное.
но это был далеко не рядовой участник, нужно было ее хоть как-то настроить на работу, потому как никто бы не хотел в группе иметь безмолвного наблюдателя за ошибками и ляпами.
кстати, итоговая анкета у нее была не самая негативная.
спасибо.