s5002816_cr.jpg

Оптимальные
решения бизнес-задач
любой сложности

(863) 273-45-03
 298-65-60

Подпишитесь и узнайте

10 критических ошибок

в управлении людьми!

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Задать вопрос

У Вас возник вопрос, на который Вы не нашли ответа на нашем сайте?

Звоните по телефонам (863) 273-45-03, 298-65-60

Пишите на электронный ящик [email protected]

Записаться В ШКИД

Успешность – в жизни, в карьере, в семье – на чем стоим?
04.10.2009 21:04

 

1. Успех бывает разный, вернее, для каждого он свой

2. Учись, сынок, будешь успешным!

3. Всемирная молитва на IQ

4. Самые умные и самые главные

5. Так вот ты какой, северный олень?

6. Разложим молекулы на атомы

Успех бывает разный, вернее, для каждого он свой


По-моему нет такого человека в современном обществе, который не стремился к успеху. Причем каждый подразумевает под этим слово что-то свое.


Это зависит от многих факторов. Пола человека – для мужчин и женщин существует разная успешность. Женщина может ориентироваться на профессиональную карьеру или на создание идеальной семье, а может, и на то и другое вместе. Мужчина стремится к успешности в бизнесе, карьере.


Она зависит от выполняемой работы и занимаемой должности – как правило, люди невысокого уровня приравнивают успешность к количеству заработанных денег или купленных материальных благ. Для специалистов характерно стремление не только заработать денег, но и продвинуться по карьерной лестнице. Для бизнесменов успешность – это крепкий бизнес, дорогие атрибуты, как бы демонстрирующие всему миру именно успешность – авто, недвижимость, дорогое образование для детей, отдых на престижных и модных курортах.


Так что если подвести промежуточный итог, то успех для каждого лежит в плоскости его ценностей. И некое достижение целей и более полная реализация/удовлетворение наших ценностей у нас ассоциируется со словом успех.

Учись, сынок, будешь успешным!


Расхожая истина. Для того, чтобы быть успешным в жизни необходимо высшее (или несколько высших) образований, ученые степени и прочие регалии. Как долго мы в это верили. Как тщательно это вдалбливалось в головы. Заставляя нас до одури зубрить ненужные постулаты, рыдать из-за полученных троек и четверок (равнение только на пятерки!). Хочешь быть успешным – учись. Это на мой взгляд был (и до сих пор остается) самый популярный аргумент для принуждения к учебе. Не получение знаний, а получение оценок. Прискорбно.


Прискорбно, что в это верят взрослые, которым, кстати, их собственная образованность не помогла в жизни, и в это же заставляют верить своих детей, у которых нет никакого социального опыта и нет права высказывать свои аргументы. Все, что могут сделать дети – это игнорирование и саботаж.


На деле же оказывается, 15% миллионеров не имеют высшего образования. Значит, не оно является гарантом успешности и реализации своих планов. Со мной в институте училось много народу, мы все имеем дипломы одинаковые (или почти), но достигли мы в жизни разного – высот, широт и глубин. Мы жили в одной стране, имели одинаковый достаток, сидели за одними партами и слушали одни лекции, мы учились сравнительно одинаково, одно и тоже ели и пили, одни и те же фильмы смотрели.


Почему мы стали такие разные? Этот вопрос я задавала себе много раз, когда встречалась с однокурсниками и одноклассниками. Я нашла тогда один ответ – дело не в наборе общеобразовательных знаний, не в престижности получаемого диплома, не в перспективах, которые могут открыться и закрыться. Я тогда не знала в чем именно дело, где зарыто зерно истины.

Всемирная молитва на IQ


Идея получения гарантированной успешности будоражила многие умы на протяжении истории человечества. Даже поиски пресловутого эликсира счастья или святого Грааля можно отнести к этому. Когда человечество обратилось к психологическим исследованиям разнообразных человеческих составляющих, ученые передовых стран, и Америки в числе первых, стремились расшифровать код личной успешности, чтобы выписать рецепт для остальных.


Логично предположить, что успешными можно считать людей, занимающих высокие посты. Тогда можно сравнить их характеристики – образование, умственные способности и прочее.


Проводя подобные исследования в 30-40-е годы прошлого века, Америка открыла для всего мирового сообщества технический интеллект и его мерило IQ – коэффициент технического интеллекта.


Вы знаете, что все президенты США держат экзамен на уровень IQ, что потом служит либо предметом гордости для обладателя (например, бил Клинтон), или предметом для шуток окружающих (например, Джордж Буш).


Именно отсюда, из IQ, логически вытекал постулат – учись хорошо, сынок, будешь успешным. И все было бы хорошо, и, может быть, мы до сих пор молились бы на IQ как гарант успешности, если бы дотошные ученые остановили свои исследования. Но мысль человеческую остановить невозможно.

Самые умные и самые главные


Так вот исследования не отдельно взятых индивидуумов, а целых коллективов на IQ в 70-80-х годах прошло века стало показывать одинаковую динамику. Оказывалось, что зачастую руководители предприятий, успешные бизнесмены имели коэффициент IQ ниже, чем их заместители. Я не говорю – нулевой IQ, я говорю ниже. Как любая тенденция она потребовала тщательной проверки и была подтверждена. Получалось, что директор уступает в уме заместителю. Тем не менее, он справляется с работой, стратегически мыслит и двигает бизнес вперед.


Возникает резонный вопрос – если уровень технического интеллекта у начальнику ниже, чем у заместителя, тогда что у него ВЫШЕ? Что его делает идеальным начальником для УМНОГО заместителя? Почему умный заместитель не сидит в кресле начальника? Что ему не хватает для этого?


Когда исследования вышли из плоскости профессиональных знаний и умений в личностные характеристики объектов исследования, и было выведено само это понятие – эмоциональный интеллект.

Так вот ты какой, северный олень?


Оказывается в удачной карьере, или построении бизнеса, основополагающее место отводится умению работать со своими и чужими эмоциями. Иными словами, умение ладить с людьми, грамотно управлять ими, используя их человеческую сущность. Все мы - не винтики и шпунтики, мы – живые люди. Мы не работаем каждый сам по себе, мы работаем в коллективе, среди таких же живых людей, и подчас отношения в коллективе становятся важнее результата работы.


Классическая иллюстрация, которую я всегда привожу на тренинге. Есть два кандидата на должность главного бухгалтера. Первый безупречно знает бухгалтерию, влет ответит на любой профессиональный вопрос, найдет и обоснует каждую цифру, сведет баланс - на зависть, подготовит любую отчетность в срок. При этом имеет скверный характер, обижается, если его не похвалят, срывается на подчиненных за недочеты в работе, не стесняясь в выражениях, обожает интриговать и создавать конфликты на рабочем месте. Второй кандидат – хороший специалист, толковый бухгалтер, может, в чем-то и не безупречен, но работает спокойно, отношения в коллективе со всеми ровные, никогда не позволит себе переход на личности в конфликте, поэтому его уважают и любят. С ним всегда можно найти общий язык, удачный выход в критичной ситуации, если чего-то не знает сам, может запросто спросить у более умного.


Ребята, кого поставят главбухом – умного, но неудобного, или удобного, пускай и не САМОГО умного? Ответ на поверхности, конечно, второго. Первому же всю жизнь сидеть в ЗАМЕСТИТЕЛЯХ – делать черновую работу, получать премии и благодарности, и казниться вопросом – почему не я? Вот как раз поэтому – потому что ваш, товарищ, эмоциональный интеллект несколько не дотягивает…

Разложим молекулы на атомы


Вот теперь самое время и поговорить, из каких составляющих состоит эмоциональный интеллект и его коэффициент – EQ? В разных научных школах есть много трактовок. Я остановлюсь на простейшей, хотя бы для того, чтобы было о чем поговорить на тренингах по эмоциональному интеллекту, которые я веду с недавних пор.


Две основные составляющие эмоционального интеллекта, первая направлена внутрь личности, вторая вовне. Первое направление это – умение понимать свои чувства и принимать их (звучит просто, на деле совсем не так), умение контролировать свои чувства (в большинстве случаев – купировать, не доводить до неуправляемых амплитуд), умение создавать в себе нужные чувства и желания (в расхожем понимании - мотивация).Второе направление это – умение понимать и принимать чувства другого человека (увидеть, отслеживать, прочувствовать), умение контролировать чувства другого человека (интенсивность и направленность - с помощью техник и приемов), умение культивировать в другом человеке нужные чувства (опять же мотивация, только уже кого-то другого, побуждение к действию). Простенько и со вкусом. Это, так сказать, ответ на вопрос, ЧТО же такое эмоциональный интеллект.


Но, как говаривала профессор Спиваковская А. С.: «Если вы знаете ответ на вопрос ЧТО? – вы ничего не знаете. Вот если вы знаете ответ на вопрос КАК? Тогда вы, может быть, что-то знаете».


Ответ на вопрос «КАК?», к счастью, и является предметом работы, изучения, обсуждения и понимания на тренинге «Эмоциональный интеллект. Успешный бизнес, успешная карьера».


Даже, если бы я захотела, я не смогу передать на бумаге открытия и постулаты тренинга. Скажи сто раз «сахар», во рту слаще не станет. Это надо прожить, прочувствовать, пропустить через себя.


До встречи на тренинге!

Автор статьи: Марина Гармаш, директор по развитию компании БизнесМАГ

 

Ростов-на-Дону, пр. Нагибина 14а, офис 510 
посмотреть на карте

Телефоны: (863) 273-45-03, 298-65-60
Электропочта:

Сделано «Прямыми руками»