(863) 273-45-03
201-38-68
201-38-78

Рассылки Subscribe.Ru
Школа Интернет-Дейтинга (ШКИД). Учим, как найти мужа в Сети

Статьи

Принципы построения системы обучения в компании

«...В системе обучения и развития персонала четко прослеживается следующая тенденция — стоимость затрат на обучение сотрудников растет пропорционально занимаемой должности обучаемых, уровню оплаты их труда и прибыли, приносимой родной компании. Отсюда очевидна тенденция, в первую очередь, обучать ...»

ООО «Улисс»

«...Цель, которую мы ставили перед участниками и тренерами, - овладеть технологией активного (холодного) поиска новых клиентов с помощью телефонного взаимодействия. Одним из требований к обучению было полная направленность на специфику нашего бизнеса – работу с менеджерами и руководителями компаний – потенциальных заказчиков...»

Подписаться на рассылку
" «Школа Интернет-Дейтинга (ШКИД). Учим, как найти мужа в Сети»"
 
Mail.Ru
s5003392_cr.jpg
Тренеры - тоже люди! | Печать |
15.03.2010 18:52

1. Кто становится тренером

2. Тренеры и простые люди

3. Четыре типа тренеров

4. Синие, зеленые и красные


 


Нет повести печальнее на свете…

У. Шекспир

Я бы в тренеры пошел, пусть меня научат!


Энергичный лозунг прошедшего века, может быть, и годится к каким-то другим видам деятельности, только не к тренерской. Поскольку можно научить приемам и техникам, можно передать технологию ведения какого-то тренинга, но невозможно сделать настоящего тренера – он делает себя сам.  

Как люди становятся тренерами, поскольку такой специальности в реестре профессий, применительно к обучению персонала нет, посему и институты не выпускают таких специалистов, с надписью в дипломе о высшем образовании – бизнес-тренер. Обучение и развитие персонала находится на стыке многих понятий в бизнесе, таких как, стратегия развития компании, кадровая работа с персоналом, отдел продаж. Посему и приходят в профессию люди, имеющие опыт в создании собственного бизнеса, специалисты службы персонала, которым в качестве должностной обязанности вменялось вести обучение персонала, руководители отделов продаж и вообще продажники, за свою профессиональную жизнь посетившие такое количество различных тренингов, что решившие и вести их теперь.

Особняком среди бизнес-тренеров (поскольку это стык бизнеса и тренерства) стоят люди, пришедшие в бизнес из психологии. Между тренерами всегда идет бесконечный спор, должен ли бизнес-тренер иметь психологическое образование. На что те, кто его не имеют, ехидно спрашивают, должен ли бизнес-тренер разбираться в бизнесе?

Тренеры и простые люди

Конечно, сняв эту пенку необычности профессии, тренеры – это тоже люди. Люди, потому что ничто человеческое им не чуждо. Сложность состоит в том, что роль учителя традиционно рассматривается еще со школьных и институтских времен, как некто ступенькой выше – более зрелый, более опытный, более знающий. Конечно, если тренер таковым является, то это плюс. Но как часто случается, тренинг (хочу напомнить, тренировка) перерастает в лекцию, обмен опытом (а еще у меня был случай), в коллективное (или личное) решение личных же проблем тренера (например, завязывание личных контактов, перерастающих из деловых в нечто более интимное – и такое бывает!). Назвать это тренировкой, можно очень условно, поскольку непонятно кто и чему потренировался и чего натренировал.  

Поэтому тренерству начинали учить людей после 24 лет, а к самостоятельному ведению тренингов допускали после 28 лет. Меня забавляет, когда юная выпускница психфака объявляет себя тренером да еще в девятилетним стажем, поскольку за тренерство выдает и работу вожатой в детском лагере. Конечно, когда к прожженным продажникам приходит такой «тренер» и начинает учить их тому, что сама прочитала по книжкам и надергала с тренерских форумов, остается только уповать на догму, что любой тренинг на самом деле имеет свой эффект, просто как групповая форма проведения времени и активизированный коллективный разум.

Кем и чем может быть тренер, или четыре типа тренеров

Мне нравится классификация бизнес-тренеров, которая основывается на стиле управления группой (авторитарном и демократическом) и включает два параметра – использование энергии самого тренера и использование тренером энергии группы.

Самый консервативный способ ведения тренинга – авторитарный стиль на энергии группы – называется учительский. Тренер стоит у доски, участники могут даже сидеть за партами (как в школе), дает информацию, как лекцию читает, контакт с участниками формально-отстраненный, эмоциональный контакт отсутствует. На таком тренинге можно приснуть после обеда, поскольку энергия группы низкая, как кстати и энергия тренинга. Поэтому и выхлоп от такого трененга маловат. Помимо информацию надо в топку для движения группы кое-что еще подкидывать..

Если тренер использует демократический стиль управления группой и энергию группы, то получается тренер-фасилитатор. Он много обращается к группе, организовывает обсуждение, он дирижер оркестра, в котором важен каждый инструмент. В этом случае можно здорово поучиться у самих участников, группа сама будет работать, а тренер – курить бамбук, и никто этого даже не заметит. Люди будут говорить и это им страшно нравится. Здесь появляется некоторая свобода участников, и эта дискуссия может развиться в любом направлении, если ее не контролировать. Правда, есть опасность конфликтов внутри группы, споры, дискуссии и очень горячие, но для талантливого фасилитатора – это не проблема.

Третий стиль управления группой – Чапаев – авторитарный и харизматичный тренер. Эдакий театр одного актера. Его можно слушать долго, только вот надо ли? Такой тренер отдает свою энергию группе, бросает ее, как головешки в костер, после тренинга, он как выжатый лимон, а группа может высказывать восторженные отклики сразу после тренинга, а через неделю не сможет вспомнить, про что был тренинг, не говоря уже об умениях и навыках. Участники подкачиваются энергией тренера, как шарик гелием. Время идет, гелий спускается. Все возвращается на круги своя – скорбно!

Последний тренерский стиль называется как-то унизительно – «массовик-затейник». Что это значит? Демократический стиль управления группой с использование энергии группы. Свобода участников максимальна, а значит малоуправляема. Зато энергия группы невероятно высока, они сами толкают друг друга, эффект от тренинга высок, потому что обмен мнениями идет на информационном и эмоциональном уровне, нет неравенства в группе, смело высказываются, спорят, смеются. Тренер здесь не костер, у которого все греют руки и сушат обувь. Тренер – спичка, искра, которая зажигает костер, а костер – это группа вся полностью, до последнего участника.

Какой стиль управления группой самый лучший из всех? На разных этапах работы, и в разных тренингах каждый тренер должен использовать все четыре.

Синие, зеленые и красные

Уже из ранее сказанного понятно, что не последнее дело в работе тренера занимает энергия – своя или чужая – и умелое управление ею. Но не все же энергичны от природы. Мы все имеем разный темперамент (а это не лечится), разный уровень личной энергетики (это лечится, но с трудом). Поэтому привычно делю тренеров в соответствии с одной немецкой диагностикой, не буду ее даже называть, дабы не навлечь на свою голову праведный гнев тех, кто ей обучает за очень неплохие евро. Так вот деление тренеров (как и обычных людей) идет на три категории. Красные – это те, энергетический уровень которых невероятно высок, они горят и зажигают народ. Очень интересно за ними наблюдать – они свободно передвигаются по тренинговому залу, очень эмоционально рассказывают, «рубят» и «режут» руками. Именно красных по большей части называют харизматичными, да они такими и являются. Примечательно, что это природная черта. Конечно, не возбраняется немного «покраснеть», очень даже полезно, потому что широкая палитра умений – признак профессионализма в нашем деле.

Зеленые – это тренеры, которые используют эмоции – работают сердцем, относятся к группе с пониманием и любовью. Они хорошо слушают, сопереживают, направляют вопросами, мастерски дают обратную связь, которая окрыляет и мотивирует. Я обожаю «зеленые» руки – они что-то все время делают плавное в районе груди (точнее, сердца), завораживающее, что-то «вкручивают» или «перешивают».

Синие тренеры руками не машут, руки у них висят почти безжизненно за редким исключением, когда они что-то пишут на доске. Их привычно называют «говорящая голова». Действительно, голова говорит и говорит неплохо, вот только мимика достаточно бедная, манера подачи материала – академическая. По сути, в чистом виде такая подача материала для тренинга малопригодна, это в институте можно таким образом читать по пять лет. На тренинге, если все в шоколаде, у нас пара дней, и на мини-лекции отводится 15-20 минут в каждые два часа. Не разгонишься! Поэтому если синий тренер не добавит себе немного «зеленцы» либо «красноты», то может спокойно искать место где-то в техникуме или институте.

***

Опять как-то длинно получается, хоть про любимое дело могу рассказывать часами. Только я - не синяя, это точно.

А вот какая по цвету я сама – красная, зеленая или синяя - какие есть мнения?

Автор статьи: Марина Гармаш, ведущий бизнес-тренер компании БизнесМАГ

 

Ростов-на-Дону, пр. Нагибина 14а, офис 510 
посмотреть на карте

Телефоны: (863) 273-45-03, 201-38-68, 201-38-78
Электропочта:

Сделано «Прямыми руками»